Ресторанно-гостиничный комплекс

Переславский музей-заповедник

Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - один из крупнейших провинциальных музеев России. Его история ведет отсчет с лета 1918 года. У истоков музея стоял Михаил Иванович Смирнов, виднейший исследователь истории и культуры края.

Первыми поступлениями стали художественные ценности из национализированных усадеб и церковно-исторические вещи из переславских монастырей. Тогда же были привезены из Москвы произведения живописи из коллекции переславского купца И.П.Свешникова.

Для посетителей музей-заповедник был открыт 28 мая 1919 года. Первые экспозиции - картинная галерея, художественно-бытовой отдел, отдел родиноведения - заняли 8 залов здания духовного училища на территории бывшего Горицкого монастыря, закрытого еще при Екатерине II. В ведение музея передали и усадьбу "Ботик Петра I".

В 1922 г., после реорганизации, в музее работали: художественный отдел (в основном, работы передвижников), культурно-исторический (коллекции местной флоры - жуков, бабочек, птиц и животных; гербарий), библиотека из 16027 томов, естественно-историческая лаборатория, метеорологическая станция. В 1923 г. в музее открылся отдел церковных ценностей, чуть позднее - археологический и социально-экономический отделы, ленинский уголок и др. С музеем сотрудничали известные деятели науки и культуры: академик живописи Д.Н.Кардовский, писатель М.М.Пришвин, гидробиолог Д.А.Ласточкин.

Научная деятельность сотрудников музея и членов созданного при нем в 1919 г. научно-просветительного общества была известна далеко за пределами края. Материалы научных заседаний публиковались в "Сборниках докладов". Лекции, краеведческие кружки, конференции собирали в музее любителей истории со всех уголков Переславской земли.

Исследования директора М.И.Смирнова по изучению Переславского уезда крупнейшие историки страны признали "выдающимся явлением в области нарождающегося русского краеведения". В 1927 г. музей приступил к выпуску собственных "Трудов". Многие из опубликованных в то время работ не потеряли своего значения и в наши дни.

Решением Главнауки НКП РСФСР переславский музей был признан одним из лучших музеев России, отмечалось его исключительное, выходящее за пределы уездного, значение. Все эти годы основными направлениями деятельности музея оставалось сохранение и изучение памятников истории и культуры.

Разгром краеведческого движения в 1929-1932 гг. коснулся и переславского музея. В 1930 г. М.И.Смирнов разделил судьбу многих ведущих историков страны, его осудили по статье 58-10 к ссылке на 3 года в Западную Сибирь. Изменились цели и задачи музеев. Достижения предшественников, как и в других музеях, были отвергнуты, научная работа уступила место политико-просветительной. Новые условия потребовали и новых кадров. Директором музея стал рабочий фабрики "Красное Эхо" Константин Иванович Иванов.

В рапорте музея РК ВКП(б) в 1931 г. указывалось: "Мы превратили музей в действительную кузницу пролетарской культуры, в культкомбинат". Главная задача музея отныне: "борьба с классовыми вылазками как на фронте науки, так и в промышленности и в сельском хозяйстве".

Экспозиции перестраиваются в соответствии с курсом партии и решениями музейного съезда на основе марксистско-ленинского учения. Работают отделы: природа и производительные силы; история развития общественных формаций, социалистическое строительство, антирелигиозный, историко-революционный, художественный и др.

В 50-е годы в переславские экспозиции начинают возвращаться подлинники, предпринимаются попытки научного обоснования новых экспозиций, которые, с небольшими изменениями, просуществовали до конца 70-х годов. В это время особое внимание уделялось собирательской работе советского периода.

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.
Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана - будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.

Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа - архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.
Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор - это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную "команду", где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны - из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: "вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел". Около столетия пребывали Горицы в небрежении.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.

Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно "краса и светоч Переславля": "Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены". Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -"время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства".

К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.

 

Информация взята с сайта Переславского музея заповедника: http://www.museumpereslavl.ru

PerZal1
pereslavskiy-muzey-zapovednik
234174912 (2)
3649854
Напишите нам
По интересующим вопросам
Адрес:
152046 Переславский район Местечко Крест а\я 32